Создать сайт на a5.ru
Более 400 шаблонов
Простой редактор
Приступить к созданию

МБДОУ Детский сад "Звёздочка"

Персональный сайт воспитателя

Коробейниковой Светланы Михайловны

План программы по самообразованию  на 2019-2020 г. 
Тема: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования » 


Срок реализации- 1 год 
Воспитатель: Коробейникова С.М. 

«Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования » 

Что я слышу – забываю. 
Что я вижу – я помню. 
Что я делаю – я понимаю. 
Конфуций. 


Актуальность темы 

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. 
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский. 
Также, согласно ФГОС ДО предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, первичных представлений об объектах окружающего мира и т.д. Данное содержание реализуется в различных видах деятельности, присущих дошкольному возрасту. Один из них – познавательно-исследовательская деятельность – исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. 
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. 
Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. 
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы. 
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. 
Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире. 
В период дошкольного возраста формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми не в понятийной, а в основной наглядно-образной форме, в процессе деятельности с познаваемыми предметами, объектами. Формирование интеллектуальных способностей дошкольников должно осуществляться при целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск. 
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, так как он настроен на освоение окружающего мира и хочет его познать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось, как процесс саморазвития. 
В ходе поисково-исследовательской деятельности

дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. 
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д.), почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. 

Цель идеи: 
развитие познавательной активности, интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей. 

Задачи: 
1.Организовать предметно-развивающую среду. 
2.Развивать интерес к исследовательскому поиску. 
3.Стимулировать к самостоятельному использованию исследовательских и коммуникативных способностей в процессе обучения и в повседневной жизни. 
4.Организовать взаимодействие с родителями по развитию исследовательской деятельности дошкольника. 
Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н.Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, М.Ф.Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес. 
В настоящее время в системе дошкольного образования применяются самые разные педагогические технологии. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, т.к. он практически вбирает в себя и другие современные технологии. Концептуальная основа проектной методики разработана американским ученым Д. Ж. Дьюи и В. Х. Килпатриком. В основе проектной технологии лежит деятельностный подход, целесообразная деятельность детей. Цель проектного обучения – создать условия, при которых дети: 
- самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; 
- развивают исследовательские умения; 
- развивают системное мышление; 
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
-учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач. 
Также существуют источники для развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников (программа О.В.Дыбиной, Н.Н.Поддьякова «Ребенок в мире поиска: программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста», методические рекомендации Тугушевой Г.П. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», И.Э.Куликовской, Н.Н.Совгир «Детское экспериментирование»). Данные технологии предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов. 
Используя метод целенаправленного наблюдения за воспитанниками в процессе выбора вида деятельности, беседуя с детьми своей группы на тему выявления знаний о свойствах материалов (вода, снег, лед, песок, глина, почва, магнит), я отметила, что: 
- дети редко проявляют познавательный интерес к экспериментальной деятельности, принимают участие в планировании экспериментальной деятельности с подачи взрослого, с помощью взрослого готовят материал для эксперимента; 
- дети с трудом понимают причинно- следственные связи рассматриваемого явления, 
- испытывают затруднения в самостоятельном анализе явлений; 
- недостаточно четко и грамотно формулируют свои мысли относительно заданной ситуации. 
Отсюда вытекает необходимость выбрать более эффективные средства обучения и воспитания. 
С учетом того, что предметно-развивающая среда является условием для развития детской познавательной активности, как собственной, полностью определяемой самим ребенком и вызванной его внутренним состоянием, так и активности, стимулируемой взрослым (Н.Н.Поддъяков), я создала оптимальную развивающую предметно-пространственную в старшей разновозрастной группе. 
С целью развития детей в различных видах детской деятельности в группе созданы центры активности,

которые пополняю игровым оборудованием в зависимости от изучаемой темы, интересов воспитанников. Например, центр экспериментирования оснащен разнообразными материалами для исследования: 
- прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объема, 
- мерные ложки, сита и воронки разного материала и объема, 
- резиновые груши разного объема, 
- пипетки с закругленными концами, 
- природный материал и бросовый материал, 
- технические материалы в контейнерах, 
- увеличительные стекла и т.п. 
- кинетический (живой) песок; 
Данный материал позволяет ребенку самостоятельно проводить опыты, обсуждать их результаты с другими детьми и воспитателем, фиксировать на карточках или в альбоме. 

Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников. 

Задачи: 
-изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности; 
-создать условия для поддержания исследовательской активности детей; 
-поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру; 
-развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; 
-развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы; -развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность. 

План работы на год 

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы 
Изучение методической литературы Сентябрь - май 1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г. 2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г. 3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г. 4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005. 5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004 6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2 7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998. 8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет: из опыта работы/авт.-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию). 
Работа с детьми Сентябрь Исследование свойств песка, почвы и глины во время игровой деятельности на прогулке. Знакомство с лупой. Опыты с песком и глиной, почвой. Познакомить с прибором помощником - лупой и ее назначением. 
Октябрь Понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча). Опыт «свет и тень» Свет повсюду. 
Ноябрь Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Опыты с водой. 
Декабрь Защитные свойства снега. Выявление механизма образования инея. Лед легче воды. Опыта со снегом и льдом. 
Январь Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом. 
Февраль Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте». 
Март Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом. 
Апрель Причина возникновения солнечных зайчиков. Познакомить детей с понятием «отражение». Научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). 
Май Познакомить детей с физическим свойством предметов-

инерцией. Сила тяготения. Дать детям представление о существовании невидимой силы - силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. Опыт «Упрямые предметы» 
Работа с семьёй Сентябрь Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». 
Октябрь-Апрель Консультации для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Буклеты 
Май Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Фотовыставка «Юные исследователи». 
Самореализация Сентябрь-Май Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов.. Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет 
Ноябрь Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-исследовательской деятельности в развитии ребенка». Буклет 
Декабрь Презентация по теме «Познавательно-исследовательская деятельность в условиях ФГОС в доу ». Выступление на педсовете. 
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования . Фотовыставка. 

Список используемой литературы 
1.Баранова Е.В. «Развивающие занятия и игры с водой в детском саду и дома». Ярославль: Академия развития, 2009. – 112с.: ил.(Детский сад: днем за днем. В помощь воспитателям и родителям). 
2. Дыбина О.В., Поддьяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетинина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста». Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2005.-64 с.-(программа развития). 
3.Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с. 
4.Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников ».Журнал «Ребенок в детском саду».2003.№3,4,5.2002.№1. 
5. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие.»- М.: Педагогическое общество России, 2005.-80с. 
6. Новиковская О.А. «Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников».- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2006.-64с. 
7. Прохорова Л.Н.- «Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации». М.:АРКТИ, 2003.- 64с. 
8. Поддьяков Н.Н.» Новые подходы к исследованию мышления дошкольников» Ж.Вопросы психологии.1985.№2 
9. Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей». Дошкольное воспитание.2005.№1 
10. Тургушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие».- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-128с. 

Перспективный план работы по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе. 
Месяц Тема Цель 
Сентябрь

1.Все увидим, все узнаем. 
2.Волшебные стеклышки. 
3. Цветной песок. 
4. Песочная страна Познакомить с прибором-помощником — лупой и ее назначением. 

Познакомить детей с приборами для наблюдения — микроскопом, лупой, подзорной трубой, телескопом, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку. 
Познакомить детей со способом изготовления цветного песка (перемешав его с цветным мелом); научить пользоваться теркой
Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. 

 

Октябрь

1.Свет и тень. 
2.Свет повсюду. 
3. Солнце дарит нам тепло и свет. 
4.Прозрачность веществ. Познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы. 

Показать значение света. Объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер), искусственные — изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча. 


Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; познакомить с понятием «световая энергия», показать степень ее поглощения разными предметами, материалами. 

Познакомить детей со свойством пропускать или задерживать свет (прозрачность). Предложить детям разнообразные предметы:

прозрачные и светонепроницаемые (стекло, фольга, калька, стакан с водой, картон). С помощью электрического фонарика дети определяют, какие из этих предметов пропускают свет, а какие нет. 

 

Ноябрь

1.Где вода? 
2.Какая бывает вода? 
3.Вода растворитель. Очищение воды 
4.Водяная мельница Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость. 

Уточнить представления детей о свойствах воды: прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму. 

Выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды — фильтрованием; закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. 

Дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы. 

 

Декабрь

1.Вода при замерзании расширяется. 
2.Замерзшая вода. 
3.Тающий лед. 
4.Твердая вода. Почему не тонут айсберги? Выяснить, как снег сохраняет тепло. Защитные свойства снега. Доказать, что вода при замерзании расширяется. 

Выявить, что лед — твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. 

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в ко торой находится. 

Уточнить представления детей о свойствах льда: прозрачный, твердый, имеет форму, при нагревании таяния превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства. 

 

Январь

1.Воздух. 
2.Воздух сжимается. 
3.Воздух расширяется. 
4.Почему дует ветер? Расширить представления детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании рас ширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара. 

Продолжать знакомить детей со свойствами воздуха. 

Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду из сосуда (самодельный термометр). 

Познакомить детей с причиной возникновения ветра — движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха: горячий поднимается вверх — он легкий, холодный опускается вниз — он тяжелый. 

 

Февраль

1.На свету и в темноте. 
2.Где лучше расти? 
3.Может ли растение дышать? 
4.Бережливые растения. Определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений. 

Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитее растений, выделить почвы, разные по составу. 

Выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений.

Найти растения, которые могут расти в пустыне, саванне. 

 

Март

1.Фокусы с магнитами. 
2.Испытание магнита 
3.Компас. 
4. Мир металлов. Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. 

Познакомить детей с физическим явлением — магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельного компаса; развить у детей коммуникативные навыки, самостоятельность. 

Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями. 

Учить называть разновидность металлов (алюминий, сталь, жесть, медь, бронза, серебро); формировать умения сравнивать их свойства, понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования в быту и на производстве. 

 

Апрель

1.Разведчики.(зеркало) 
2.Солнечные зайчики. 
3. Мир ткани. 
4.Мир пластмасс. Учить пониманию того, как можно отразить изображение предмета и увидеть его там, где его не должно быть видно. 

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом). 

Познакомить с названиями тканей (ситец, сатин, шерсть, капрон, драп, трикотаж); формировать умение

сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани для пошива вещей. 

Учить узнавать вещи, сделанные из разного вида пластмасс (полиэтилен, пенопласт, оргстекло, целлулоид), сравнивать их свойства, понимать, что от качественных характеристик пластмасс зависят их использования. 

 

Май

1.Сила тяготения. 
2.Упрямые предметы. 
3.Экспериментирование со звуком. Поющая струна. 
4.Экспериментирование с электричеством. Как увидеть «молнию»? Дать детям представление о существовании невидимой силы — силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к Земле. 

Познакомить детей с физическим свойством предметов — инерцией; развить умение фиксировать результаты наблюдения. 

Помочь выявить причины происхождения низких и высоких звуков (частота звука) 

Выяснить, что гроза- проявление электричества в природе. 

Литература : 
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/ Под ред. О.В.Дыбиной.- М.:ТЦ Сфера, 2004.-64с. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность для детей среднего и старшего возраста.» 

Предполагаемый результат: 
-переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; 
-желание улучшить образовательный процесс; 
-разработка презентаций. 
-разработка и внедрение дидактических материалов. 
-разработка и проведение занятий и публикации в сетевых образовательных пространствах, в методических журналах. 
- разработка перспективного планирования по экспериментальной деятельности детей во всех возрастных группах. 
-доклады и выступления по распространению опыта работы. 

Форма самообразования: индивидуальная. 

Вывод: 
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно отстаивать собственную точку зрения, доказывать правоту, определить причины неудачи опытно - экспериментальной деятельности делать элементарные выводы. Интеграция исследовательской работы с другими видами детской деятельности: наблюдениями на прогулке, чтением, игрой позволяет создать условия для закрепления представлений о явлениях природы, свойствах материалов, веществ.